RSS

Размышления в моце-Песах

21 Апр
Размышления в моце-Песах

Ну вот, сыны Израилевы, вышли мы на простор! Позади рабство, десять казней египетских, торопливые сборы, бегство… И фараона с войском замочил Господь, в искусственной Ниагаре. И были мы тому свидетелями. А впереди еще сорок лет не объявленных пока что блужданий в пустыне и пятьдесят лет необъявленных войн…  Даже не пятьдесят, а пятьдесят по пятьдесят, да плюс еще немало…

А, если посмотреть ближе, то перед нами еще целых шесть недель Омера, насыщенных новыми чудесами, главное из которых – дарование Торы, записанной Моше на каменных скрижалях под диктовку уст Господних на горе Синай. И целой гирляндой знаменательных дат и праздников.

Так что, вперед, евреи! Кадима! К новым приключениям и достижениям!

Следующая станция – Шавуот!

О наполнении Омера я надеюсь поговорить позже, а сегодня у меня возникли две темы, связанные с идентификацией.

  1. 1.   ОБЩИНА

Очень распространено выражение «еврейская община», в т.ч., «еврейская община Государства Израиль».

С детства у меня оно зрительно ассоциируется с ветхим домишком типа сарая, на кладбище, в который мама или бабушка заходили, чтобы пригласить бородатого старика в шляпе прочесть молитву над могилами наших родных. Хотя, к деятельности той самой общины, видимо, надо бы отнести и обеспечение евреев города мацой на Песах. Чем еще, кроме ритуальных услуг она занималась в те времена, понятия не имею. Догадываюсь, что у нас в Ташкенте была не одна община, а две: бухарская и ашкеназийская. Но это уже – рассуждение ватика-израильтянина.

И всего лишь лет 25 назад, может, чуть побольше, я узнал, что в странах «свободного мира» еврейские общины играют большую роль в жизни наших соплеменников, являясь, прежде всего организационными центрами еврейства: религиозными, культурными и даже экономическими и политическими. Особо могущественна и влиятельна американская община, которая ныне объединяет более 40% мирового еврейства.

Разумеется, община эта не монолитна – она состоит из «суб-общин», отличающихся, прежде всего, принадлежностью к различным ветвям иудаизма, к разным политическим течениям США и, вообще, современного общества, а также к сионизму и Израилю.

Image result for еврейская община Казахстана

ЕВРЕИ ЕВРАЗИИ – Огонек № 47 (4775) от 01.12.2002

70-тысячная еврейская община Казахстана, прежде находившаяся на периферии, теперь оказалась в центре еврейского мира СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В течение девятнадцати столетий рассеяния евреев по странам и народам, общины являлись суррогатом «государства» для еврейского общества, представляя сообщества евреев перед коренными жителями, правителями, органами власти, нередко получая первые удары юдофобства и амортизируя их. Но далеко не всегда. До новейших времен общины были бесправны, и история знает немало примеров их угасания, изгнания и просто ликвидации тем или иным способом.

Но с конца 19-го в. в Эрец Исраэль, называвшейся тогда Палестиной, провинцией Османской империи, возникли общины нового типа – со стратегической целью построения Еврейского национального Государства. И в 1948 г. оно было провозглашено!  Скоро будем праздновать 66-ю годовщину этого события.

Сегодняшнее Государство Израиль – цивилизованная развитая страна, имеющая признаки суверенного Государства: развитую экономику, дипломатические связи со 159 государствами мира, современную, оснащенную по последнему слова техники, армию, развитую систему экономических и научно-технических связей со многими странами, прежде всего развитыми.  И оно отвечает за судьбу своего суверена – еврейского народа, составляющего 75-80% населения страны. Численность этого населения превысила 6 млн человек и недавно обогнала количество евреев самой большой за пределами Израиля общины – американской!

После этой гордой констатации я мог бы, конечно, напомнить и про израильские хронические проблемы, например, отсутствие общепринятых границ, конституции, секторальность общества и множество других… Но, подчеркиваю, что несмотря на общие и отдельные недостатки, на упущения, ошибки, а то и – просто преступления власти, власть эта, тем не менее, худо-бедно, рано или поздно, несет ответственность перед еврейским народом Израиля!

Хороша она или плоха, но это – наша власть, которой мы даем вожжи в руки в рамках самой, как принято считать ныне, самой совершенной системы государственного управления – парламентской, электоральной.

И вот этим народ Государство Израиль принципиально отличается от евреев, живущих в общинах галута. Наш суверенитет – наше государство. Их суверенитет – государство чужое! И, благо еще, если не слишком юдофобское.

Замечу, опять же, что все не так констрастно и ярко. Рудименты общинности в Израиле налицо, и они несут в себе не один лишь положительный заряд братской доброты и солидарности. Община – общество с ограниченной ответственностью. За 19 веков галута немало произошло событий, убивших в евреях чувство ответственности перед своими, как согражданами. С момента создания Еврейского Государства прошли всего 66 лет – период, меньший продолжительности жизни одного поколения. Во времена наших предков для смены поколения рабов на поколение свободных людей понадобилось 40 лет хождений по пустыне. А если сейчас продолжительность жизни в 2-3 раза больше, и не осталось в нынешнем мире места для отшельничества, то каков же нужен период для реформации «поколения пустыни»?

И я думаю, что и Государству Израиль, и отдельным нашим гражданам надо бы вести внутреннюю работу по переходу от духа еврейской общинности к духу еврейской гражданственности.

2.   В ДУХЕ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА

Муниципалка, НДИ и грабли - relevantУ меня есть вопрос, который я обращаю к министру иностранных дел Авигдору Либерману и члену правления его партии НДИ, зам. министра внутренних дел Фаине Киршенбаум. Почему к ним? Теоретически, есть надежда, что он до них дойдет. Ибо, как я понимаю, они в терминологии Кремля, как и я – «носители русского языка». А суть моего вопроса, как я понимаю, находится, как раз, в их профессиональных областях.

Итак, уважаемые Авигдор Либерман и Фаина Киршенбаум!

В Израиле, насколько я понял из сообщений СМИ, проживает около миллиона русскоговорящих жителей, или, по-кремлевски, «носителей русского языка». Это 12-13% всего населения и 16-17% — еврейского. Как представляется, у нас, за пределами СНГ, самые высокий процент русскоговорящих.

Российская Федерация, уже более 10 лет, взявшая курс на поддержку, а то и — защиту своих «соотечественников за рубежом» и, устроив недавно показательный урок такой защиты, тем не менее, не дала четких юридических дефиниций, что она понимает под «соотечествениками».

Более того, на-днях видел по телевизору интервью с крупным российским чиновником, занимающимся координацией научно-технического сотрудничества со странами Запада. Так вот, он, буквально в двух-трех фразах прожонглировал целым букетом определений: «соотечественники», «граждане России», «русскоязычные»… Сегодня я прочитал об указе президента Путина по поводу «носителей русского языка».

Так вот, моя просьба. Не могли бы вы, господа, официально, по доступным вам каналам получить сответствующее термино-юридическое разъяснение для извещения израильтян, имеющих касание к России или русскому языку, чтобы понять, на каком мы свете?

Спасибо!

Реувен МИЛЛЕР, гражданин Израиля, носитель русского языка.

Апрель 2014

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: