RSS

2010. И снова об израильской демократии

05 Дек
2010. И снова об израильской демократии

Иегуда Ерушалми

Как водится в цивилизованном мире, умные люди с умным видом любят рассуждать о разного рода материях, не удосуживаясь предварительно разобраться в смыслах ключевых понятий.

Стандартизировать термины и определения – дело неблагодарное и, по мнению широких масс общественности, презренное. Поверьте на слово матерому в прошлом стандартисту.

Одно из пары дюжин моих детищ на ниве стандартизции

 

Я уже как-то писал, что, например, слово «демократия», по частотности стоящее на одном из первых мест в рейтинге терминов из текстов на общественно-политические темы, имеет широчайший спектр определений, содержащий, в том числе, и взаимоисключающие.

Иллюстрация «демо»-«кратии» на языке фламенко

 

Потому в рамках данных заметок буду под демократией понимать систему общественных взаимоотношений, при которой общество, народ («демос») и власть («кратос») находятся в определенном динамическом равновесии, способствующем их согласованному сосуществованию. При этом в данном социуме не происходит скачкообразных изменений правил игры между «демосом» и «кратосом», а обновление их идет в установленном порядке, более консервативном, чем порядок обновления «кратоса».

Понятное дело, что при таком определении не важно, имеет ли государственное устройство форму монархии – хоть абсолютной, хоть конституционной, либо власть осуществляется выборными органами или их назначенцами. С моей точки зрения, важно динамическое равновесие отношений «демоса» с «кратосом». Если оно имеется, налицо – демократия. Если нет, чаще всего происходит насилие в виде народных бунтов, восстаний, революций или антинародных репрессий правящих сил.

Вот свежий пример – в Киргизии демократии не было. Недовольство «демоса» привело к бунту. Для самого народа, даже в ближайшей перспективе — бессмысленного и по-мохаммедански беспощадного. И малейшее дуновение внешнего северо-западного ветерка (как бы там Путин не отпирался!) привело к смене «кратоса». Хотя, полагаю, что на самом деле сменился не «кратос», а «кратос» «кратоса», его Старший Брат. За три года жизни в соседнем с Киргизей независимом Узбекистане довелось мне наблюдать метания лидера страны И.Каримова, управленца, безусловно, более опытного, сильного и хитрого, чем тогдашний киргизский лидер А.Акаев. Неожиданно свалившаяся на Узбекистан независимость и политика России, в то время шедшая под солженицынским лозунгом «освобождения от мягкого южного подбрюшья», толкала И.Каримова на поиски нового Старшего Брата. Им в те уже достаточно далекие годы объявлялись то Турция, то Китай, то США…

Узбекскому «кратосу» необходим был свой «суперкратос». И это при том, что Узбекистан в общем-то объединяет земли и народы, и до российской колонизации имевшие давние традиции государственности: Кокандское и Хорезмское ханства, Бухарский эмират. И, худо-бедно, этот опыт дает свои плоды: правление Ислама Каримова, балансирующего между так и не определившимися однозначно Старшими Братьями, его умение выживать в исламском мире, подавляя у себя в стране очаги прямого джихада, длится уже почти два десятилетия.

Меня меньше всего интересуют проблемы соблюдения прав воинов джихада в Узбекистане, я никак не могу повлиять на уровень экономического развития в этой стране, хотя и есть у меня личный интерес к качеству тамошнего жития… Но местный «демос», судя по всему, устраивает тамошний «кратос», и режим Ислама Каримова с моей точки зрения – демократия!

У киргизов же, пастухов-кочевников, еще не так давно, в дорусский период не было ни городов, ни государства. Племена управлялись старейшинами. Полная аналогия с хамулами арабов и бедуинов наших палестин. И, безусловно, под влиянием панисламистских идей, нынешние погромы проходили под немыслимыми 20 лет назад юдофобскими лозунгами…
А что слышно у нас, в Израиле?

Израиль считается единственной демократией на Ближнем Востоке. Но это – по неопределенному определению для мыслящих людей. А если по моему – так и египетский, и сирийский, и иорданский режимы – тоже демократии. Может, и саудовский даже!

Своеобразные демократии в рамках исламских традиций.
Но мы — демократия западного образца, действительно единственная на Ближнем Востоке. Хотя, демократия необычная: без Конституции, которую в какой-то мере заменяет комплекс Конституционных законов, и без четкого разделения властей. У нас, по законам, как и положено на Западе, есть три ветви власти, хоть и сросшиеся кое-где, хоть и переплетенные, но стандартные три: законодательная в лице Кнессета, исполнительная в лице кабинета министров и судебная, возглавляемая Верховным судом, периодически выступающим также в роли БАГАЦа. Короче, необходимые декорации для спектакля на сцене установлены.

Но у нас, как принято в западных демократиях, есть еще и две нелегальные ветви власти, а поскольку они не узаконены, то правильнее сказать, самовластья: пресса, узурпировавшая титул «Четвертой власти», и «Пятая власть», действующая под модной ныне в Западном мире личиной так называемого «гражданского общества». Две эти власти, реально и мощно влияющие на жизнь общества, однако, лишенные, в отличие от первых трех, легитимной республиканско-электоральной генетики, являются фактически тоталитарными структурами, этакими наростами на здоровом теле общества. «Четвертая власть» уводит от реальности, ослепляя и оглушая граждан, «Пятая» — внедряет в общество суицидные идеи, как правило, экспортируемые из пресыщенных сообществ, находящихся в стадии внешнего и саморазрушения.

Вот свежие примеры.
Уже несколько месяцев, как в иерусалимском районе Шейх Джарах, населенном преимущественно арабами, перед шабатом проводятся демонстрации левоэкстремистских организаций, протестующих против заселения в дома этого квартала евреев, именующих его по-своему: «Шимон а-Цадик». Дело в том, что дома, заселяемые евреями, издавна принадлежали их семьям, но в 1929 г. и во время Войны за независимость, в результате арабских погромов и боевых действий евреи покинули эти дома, и их место незаконно заняли арабы. После длительных судебных разбирательств, произошедших после освобождения в 1967 г. Иерусалима от иорданской оккупации, даже БАГАЦ, обычно благосклонный к арабам, признал право евреев вернуться в свои дома, а от арабских семей, незаконно в них проживающих, потребовал эти дома освободить. Законность, казалось бы, восторжествовала?!

Но вот теперь по пятницам, пока солнце не закатится, возле еврейского жилья проводят демонстрации нескольких десятков граждан-израильтян еврейского происхождения, требующих выселения… евреев! И, если бы это были просто демонстрации: постояли под плакатом, поскандировали что-то и ушли встречать шабат: кто с традиционным кидушем, кто – со свиным стейком… Так нет! Нередко к ним примыкает арабское хулиганье, ставшее профессиональными камнеметателями. Короче, полиции есть работенка!

Вчера в этом сборище «гражданского общества» поучаствовали несколько знаменитостей: Давид Гросман, объявленный одним из лучших и талантливейших израильских писателей нашей эпохи, Авраам Бург, бывший председатель Кнессета, Наоми Хазан, бывшая зам. председателя Кнессета, а ныне директор Нового Иерусалимского фонда, финансируемого зарубежными правозащитными организациями; профессор Зеэв Штернхаль, ярый борец с «фашистами-поселенцами»; директор тель-авивской школы «Ирони алеф» Рам Коэн, прославившийся тем, что выставил из школы все совместные с ЦАХАЛом программы патриотического воспитания, и еще ряд представителей высшей интеллигенции и академических кругов. Получить разрешение на проведение демонстрации у полиции эти «властители дум» сочли, очевидно, ниже своего достоинства, зато шли в окружении агрессивного хулиганья, что вынудило полицию демонстрацию предотвратить, а четверых хулиганов арестовать.

Так вот, где здесь демократия? В действиях представителей «Пятой власти», для которых решение государственных органов, в том числе и социально близких им судей БАГАЦа, – ничто, или в действиях полиции, выполнившей свой профессиональный долг по защите граждан от защитников палестинцев, шествующих под видом правозащитной демонстрации? (У меня почему-то всплыло детское воспоминание об описанной Катаевым «мирной демонстрации» 1905 г., возглавленной женщиной в белых чулках, демонстрации, немедленно перешедшей в погром…)? И чего хотеть от Наоми Хазан, которая в 2006 году, в разгар Второй Ливанской войны, в ответ на упрек в предательстве интересов Израиля, заявила: «Да, я предаю войну ради мира», или от воинствующего антисиониста Бурга?

А теперь о «власти Четвертой». Пару дней назад цензура в Израиле сняла ограничения на публикации по поводу подозрения в шпионской деятельности журналистки Анат Кам, находящейся под следствием и домашним арестом. Анат Кам подозревают в копировании и передаче журналисту газеты «Ха-Арец»
Ури Блау порядка двух тысяч закрытых документов ЦАХАЛа. Анат, как утверждает следствие, скопировала эти документы во время своей службы в штабе Центрального военного округа, где она имела соответствующий допуск.

Глава ШАБАКа Юваль Дискин назвал эти документы «суперсекретными» и сказал, что разведка любой страны мечтала бы их заполучить.

«Передача документов ему [Ури Блау], а затем в руки вражеских элементов или иностранной разведки может причинить огромный ущерб безопасности страны и поставить под угрозу жизни солдат ЦАХАЛа и граждан Израиля», — сказал Дискин.

Я не буду обсуждать тему организационного бардака, существующего в ЦАХАЛе, она за пределами моей сегодняшней статьи, и переносить тем самым обсуждение на провоцирующие обстоятельства. Да, поступок Анат Кам, который мягко, на бытовом уровне, называется «незаконным заимствованием информации», можно представить чуть ли не шалостью, вроде той, замеченной несколько месяцев назад, когда какой-то солдатик, вхожий в ведомство начгенштаба, репатриант из Аргентины, запутавшийся в долгах, вступил в преступный сговор с арабскими уголовниками, похитил и продал им табельное оружие, наградной пистолет Габи Ашкенази и реквизиты его кредитной карты. Затем офицер личной охраны начальника генштаба напился на собственном мальчишнике до невменяемого состояния и изнасиловал на улице женщину…

Да, что-то не в порядке в консерватории, как говорил Жванецкий. Но это абсолютно не оправдывает девушку, действовавшую, как она утверждает, исключительно из идейных соображений, которые, очевидно, можно сформулировать, как «правду, правду и ничего, кроме правды о зверских действиях израильской военщины, нарушающей права арабского человека в оккупированной Палестине».
Но здесь возникает вопрос: а как же законы Государства, как те обязательства, которые ты согласилась выполнять, получая допуск? Ведь если твои взгляды настолько противоречат государственной и армейской политике Израиля, то для чего ты, Анат, стремилась стать офицером и военной летчицей? Или ты считаешь армию пустой декорацией? Неужели тебе, девочка, не объяснили, что армия – инструмент войны, которая по определению не бывает без крови и жертв, в том числе и невинных?

Я бы мог понять убежденную пацифистку, я бы понял логику каких-то ее противоправных действий для отмазки от армии. Но когда мы видим активную амазонку, проникшую в информационное сердце армии и крадущую пару тысяч (вдумайтесь в эту цифру!!!) документов, вряд ли о ее деятельности у мыслящих людей может быть два мнения.

Другое дело – журналист, которому она передала документы, представитель «Четвертой власти». По мнению ШАБАКа и прокуратуры, в руках Ури Блау находятся документы с планами проведения антитеррористических операций (многие из которых пока еще не осуществлены), оперативные приказы генштаба, резюме по результатам совещаний командиров, дислокация сил ЦАХАЛа, разведывательная информация, итоги военных учений, документация по вопросам теории боя и средств вооружений, оперативные методы ЦАХАЛа, планы командования Центрального округа и планы противостояния террористам на территории Иудеи и Самарии.
Ури Блау пока что отсиживается в Лондоне и возвращаться в Израиль не собирается. Происходит какая-то малопонятная возня между ШАБАКом, требующим возврата документов, и адвокатами Блау, причем все заявляют об обмане с обеих сторон… «Газета для мыслящих людей», естественно, стоит горой за своего журналиста и опубликовала его статью, где тот утверждает, что, как журналист, он имеет право и обязанность доводить до общества любую информацию. Что и делает. А источники ее, в общем-то, Блау не интересуют. Лишь бы торжествовала правда, правда и ничего, кроме правды о зверствах израильской военщины, нарушающей права арабского человека в оккупированной Палестине! При этом Ури Блау отрицает какую бы то ни было политическую подоплеку своих публикаций и влияние на них собственных политических взглядов.

Благой объективностью устлана дорога в ад!

И скажите, в каком законе Государства Израиль написано, что пресса может распространять ЛЮБУЮ, даже самую объективную, хотя и секретную, информацию, и, на каком основании пресса захватывает власть?

И еще. Последовали призывы бойкотировать «газету для мыслящих людей». Присоединяюсь и призываю других. Хотя, у нас с этой газетой, вряд ли, много общих читателей.

Иерусалим
10.04.10.

 

Flag Counter

Реклама
 
2 комментария

Опубликовал на 05.12.2014 в Иегуда ЕРУШАЛМИ

 

2 responses to “2010. И снова об израильской демократии

  1. Анатолий Сметанников

    05.12.2014 at 2:08 пп

    Самому автору полезно было бы вникнуть в смысл ключевых понятий «свободная пресса» и особенно «гражданское общество». Тогда бы он понял, что те явления, которые его — как и всех здравомыслящих людей в Израиле («правых») — так неприятно поражают, порождаются не свободой прессы и гражданской активности, а их недостатком, ущемлением, извращением.

     
  2. старик

    07.12.2014 at 8:05 дп

    1) Хоть и архив, хоть и было время переработтаь и сделать пост менее многословны, но по делу.
    2) Как такой специалист по стандартам и, следовательно, по логике, может писать «арабов и бедуинов»? Это что? Это равноценные категории? В Саудовской тоже живут «арабы и бедуины»?Тоже самое и в Иордании. Или бедуины это лишь ЧАСТЬ, причем КОРННАЯ ЧАСТЬ арабов?

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: