RSS

Беседы со Львом Мадорским насчет израильского бытия. Ч.9

12 Янв

Иегуда ЕРУШАЛМИ

Продолжение.

Часть 1.   Часть2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть6.  Часть 7.  Часть 8.

 

Лев Мадорский:

(Л.М.) Если не брать во внимание местечковое прошлое родителей, я — коренной москвич, и уехал в Германию незадолго до того как СССР сказал последнее прости. Однако, страну, где родился, своей, как и ты, не считал никогда. Видимо, из-за пятого пункта.

madjr_pianoДа и как можно считать её своей, если учёный секретарь НИИ психологии, сидящий, кстати, под портретом Карла Маркса, (я пришёл к нему в начале 70-х, чтобы договориться о защите диссертации) говорит тебе открытым текстом, не стесняясь сидящей рядом секретарши: «У Вас, молодой человек, практически, нет шансов. У Вас неблагоприятная генетическая информация».

Сейчас я — по паспорту немец. Но, к великому сожалению, страна, в которой живу уже почти 23 года, хорошая страна, принявшая меня душевно и гостеприимно, своей тоже не стала. Впрочем, это, не более чем лирическое отступление. А вопрос такой.

Много лет слышу разговоры  о проблемах еврейского государства кулинарного характера.

Мол, приехали сюда евреи со всего мира с  самыми различными культурными запросами и привычками. И они должны несколько поколений повариться в одном котле, прежде чем появится новый народ-израильтяне. А пока — это русские, французы, марокканцы, эфиопы  и т.д.

Что ты чувствуешь Израиль своей страной, это я  понял.

А чувствуешь ли ты себя, прожив  пару десятков лет в Израиле, одним народом с мароканцами, эфиопами и другими евреями?

Про арабов-израильтян я уже не спрашиваю…

Иегуда Ерушалми:

(И.Е.) И не надо спрашивать. У арабов к этому иной подход, не нашенский.

Если руководствоваться буквой ислама, то у его людей («дар эс-салам») нет подразделения ни на этносы, ни на географическую принадлежность. Наиболее точно это определено у какого-то джихадистского черного американского движения – «Нация ислама». Нет ни арабов, ни персов, ни марокканцев, ни уйгуров, ни турок, ни суданцев… Причем, «дар эс-салам» (в переводе: «колена мира») находится в состоянии джихада по отношению к «дар эль-харб» («коленам войны», «неверным», «живущим не по исламу»)…

Эту идею Мохаммед заимствовал у христиан и творчески развил.

Так что, стать мне с арабами одним народом можно, лишь приняв ислам. А он мне за 70 лет, прожитых в мохаммеданской среде, успел порядком поднадоесть…

обавлю лишь то, о чем писал не раз. Весь этот догмат о единой «нации ислама» в реальности соблюдается не так, чтобы уж очень. Шииты против суннитов. Узбеки против киргизов. Турки против арабов…

Мой мельничный коллега, араб, уроженец Хеврона (40 км.от Иерусалима) рассказывал, что когда арабские торговцы на базаре в Старом Иерусалиме слышат его хевронский говор, то задирают цены. Чужак!

Что касается евреев-олим со всего света? У нас, по крайней мере, в русскоязычной израильской прессе, принято их географическую принадлежность к странам исхода брать в кавычки, тем самым подчеркивая первичность этнического еврейского происхождения над галутной уродленностью.

Так что, лично я – «русский», а не – русский, как у тебя написано! Русский – это Иван Сергеевич Тургенев.

И, вообще, я, на самом деле — «узбек»! В Узбекистане родился, из Узбекистана совершил алию. Люблю узбекскую кухню, предпочитая ее ближневосточной! Только, вот, узбекский язык почти не знаю. Ни я, ни мои предки, ни мои потомки никогда в, собственно, России не жили. Но благодаря великой ленинской национальной политике КПСС, у меня, ашкеназийского еврея, вместо идиша моих родителей, иврита моих далеких предков, узбекского – государственного языка галута, в котором я родился, и где прожил полвека, родной язык – русский!? Поэтому меня и обзывают «русским»… Крепка совковая манкуртизация!

«Большая алия» из СССР/СНГ, числом под миллион, которую Израиль, давясь, сумел-таки проглотить (абсорбировать) в 90-х годах прошлого века, со временем многое изменила в облике Страны. В частности, сгладила этнические и религиозные противоречия между секторами общества. Между ватиким (старожилами) и олим хадашим – (новыми репатриантами). Между атеистически воспитанной массой  совков, свалившейся на в, значительной мере, традиционно иудаистский, даже на уровне законодательства, Израиль. Не говоря уже о восприятии нас секторами ортодоксального иудаизма, часть которого тогда заняла позицию «всех этих гоев отвергнуть», а другая: «всех этих гоев огиюрить»…

А про личное? Вот, скажем, характерный пример, про отношения с восточным евреем, «мизрахом». Был у нас на мельнице слесарь, чуть моложе меня. «Теймани» («йеменец»). Его, грудничком, году в 1948-м, на руках, пешком принесла мать из Йемена, когда оттуда арабы изгнали евреев.

Когда я попал на работу в мельники, главным у нас работал «русский», москвич. И он, как водится, набирал себе команду из своих, желательно, образованных. Короче, из трех сменных бригад две были «русскими». И вот, почти каждое утро приезжает этот слесарь Шломо–«теймани», а у нас в довольно тесной раздевалке, минимум, четверо «русских». Одна бригада после ночной смены купается, одевается, а другая натягивает рабочую одежду. Ну и разговоры в пересменку, естественно, по-русски. На производственые темы: то да се — так, мол, прошла смена, то-то надо привести днем в порядок… Ну и, как водится, какой-нибудь треп общего характера…

Ruva_Shlomo

Мы со Шломо почти 20 лет назад. На заре моей олимской юности… Еще ХХ век… Как молоды мы были..!

Шломо эти разговоры ужасно злили, скорее всего, из-за непонимания. Вот он и шипел что-то: «…русим! …русим!». Я как-то не выдержал и на своем, тогда минимальном, иврите выдал ему: «Я-русский? А ты-араб! Вы в Йемене прослышали, что в Израиле жизнь хорошая, назвались евреями, и вас здесь приняли!..» И что? Шломо – человек арабского воспитания, получив отпор, заткнулся. А, будучи, вообще-то, евреем, как и я, на последующие годы стал приятелем! Ивриту учил, про давнюю жизнь потрепаться любил.

Ну, а плавильный котел?

У меня половина племяниц замужем или «в отношениях» с евреями несоветского происхождения. У многих знакомых среди детей примерно такая же картина. Я уже не говорю о культурных пристрастиях. Особенно, у тех, кого привезли совсем маленькими, в самом начале алии. Они-таки, и прошли этот пресловутый плавильный котел.

У более поздних этот процесс пошел медленнее, потому что огромная алия раскрутила  средства удовлетворения «русских» потребностей: от интеллектуальных до кулинарных. Но на это потребовалось и время, и преодоление сопротивления местной среды, носившее как идейный, так и экономический характер.

Все зависит от возраста. У младшего сына, скажем, совершившего алию в 19-летнем возрасте, раньше нас – прекрасный русский, прекрасный иврит, прекрасный английский (он несколько лет прожил в Штатах). Две племянницы, приехавшие в 10-летнем возрасте, говорят по-русски с заметным акцентом. Но, выучившись здесь, разумеется, на иврите, на работе пользуются только им. У одной из них муж — «румын», и они дома говорят только на иврите. Еще одна, попавшая в Израиль четырехлеткой, по-русски говорит с сильным акцентом, иврит для нее – скорее, родной. А муж – из «ираким».

А вот, младший наш внук, трехлетка, ходит в «русский» детсад и пока говорит только по-русски, с отдельными ивритскими вкраплениями, которые, безусловно, разовьются в полномерный язык. Не было таких садов 20 лет назад…

Так что, плавильный котел с переменным напрягом, работает.

Последние лет 8 к нам прибывают «французы». Но с ними другая история. Они, в массе своей, не такая голытьба, ограбленная в стране исхода, как были мы, и тем более, те, кто приехал на самом пике Большой алии в 1990-92 гг., еще из СССР. У «французов» обычно достаточно средств, чтобы приобрести у нас «запасной аэродром» в каком-нибудь престижном месте, на случай, если придется покинуть все более юдофобствующую Францию. Те из них, что остаются постоянно жить в Израиле, держатся компактно, тем более, что их не так много.

В начале века был серьезный экономический кризис в Аргентине, и, соответственно, алия «аргентинаим». Небольшая. Эти тоже держатся кучно. Недавно был вброс «русских» (или «украинцев»?) из опасного для жизни «Лугандона»…

Есть постоянный приток олим из США, большей частью, харедим. Особенно, после кризиса 2008 г. Состоятельные бизнесмены из американских харедим, по которым пришелся удар финансового кризиса, стали тогда массово отправлять в Израиль своих многочисленных отпрысков, чтобы те профессионально изучали Тору в иерусалимских и бней-бракских ешивах. Наскребали им калым на недорогую, по меркам иерусалимской окраины, квартирку, а дальше – ешива… Т.е., израильский налогоплательщик будет оплачивать вечному студенту стипендию и пособие на детей. Таким образом, эти ребята за пару лет скупили половину жилого фонда в нашем районе. Но в отличие от аборигенных харедим района Геула, эти «американцы» достаточно толерантны, и сосуществуем с ними в одних домах. (С обитателями Геулы, да и, не только ее, это было бы исключено. Выжили бы в один момент!).

А так, раньше наш Неве-Яаков был пристанищем разных «русских» из разных волн алии: «грузин», «бухарцев» и выходцев из столиц: москвичей, питерских…

Так что, моноэтнического общества в Израиле пока не видно. Но это, скорее, в нашей традиции. Ведь двенадцать колен Израилевых были потомками Праотца Яакова, двух его жен, приходившихся ему двоюродными сестрами и двух его наложниц – их служанок.

Опять же – для урожденного ташкентца, с привычкой к этническому многообразию, оно вполне естественно.

Я слышал, что в 50-е годы поощрялись (даже чуть ли не принуждались!) смешанные браки между выходцами из разных общин. И знаю лично несколько «продуктов» такой «селекции». Но, судя по всему, это явление было крайне ограничено, а в наше время, наоборот, нарастает внутриклановая замкнутость. Так что, еще плавильному котлу пахать и пахать! Особенно, с учетом того, что еще предстоит перекипятить огромный американский, крупный французский и другие галуты поменьше…

Ну и твой главный вопрос – насчет единения народа при такой его калейдоскопичности?

«Благодаря» нашим многочисленным врагам, солидарность обеспечивается. Очень даже! Особенно, во время военных действий и гибели евреев в терактах. Вот тут разбору нет. Скорбь искренняя и общая.

И множество акций взаимной помощи. Неформальной и бескорыстной  поддержки. В такие дни и часы – мы один народ!

SukaНо не только. Мы ведь, согласно государственному исчислению дней по еврейскому календарю, одновременно, всенародно (с определенными, разумеется, частными исключениями), нередко, в разных формах, празднуем еврейские праздники и шабат. Не стану врать-не все от этого в восторге, но для подавляющей массы еврейского населения Израиля – это закон, как формальный, так и душевный.

И мы встречаемся с выходцами из разных краев в синагогах, в сукках, просто за столом, обращаясь к нашему Единому Господу!

А это, знаешь, объединяет! Даже очень!

Иерусалим. 7-10 января 2015 г.

Продолжение следует

 

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: