RSS

ЛАУРЕАТ

29 Авг

ИЗ АРХИВНОЙ ПЫЛИ

Сообщение радио «Свобода» 05.09.2002

Израильско-аргентинский дирижер Даниэль Баренбойм и американский писатель и критик палестинского происхождения Эдвард Саид удостоены испанской премии «Согласие» — в соответствии с официальной формулировкой, за «щедрую и благородную деятельность на благо мира». Баренбойм познакомился с Саидом, который занимается также музыкальной критикой, в начале 90-х годов, и они основали совместный проект «Западно-восточный диван» — летнюю школу для юных музыкантов из Израиля и арабских стран, имеющую филиалы в Германии, США и, с прошлого года, в Испании.

 

yehuda1Иегуда ЕРУШАЛМИ

 

Статья профессора А.Черняка «Премия: кому и за что?» в «Еврейском камертоне» от 01.07.04  произвела на меня сложное, двойственное впечатление. С одной стороны, я, как любитель, регулярно посещающий концерты Израильского симфонического и других оркестров, не понаслышке знаком с ситуацией и, подобно профессору, считаю Д.Баренбойма, личностью, не достойной каких-либо поощрений в Израиле, но с другой, представляется мне, аргументация профессора и его единомышленников, которую мне уже неоднократно доводилось слышать и читать, не вполне логична и убедительна. (*)

Прежде чем изложить свою трактовку, позволю себе, аналогично профессору, небольшую автобиографическую справку. Родился вскоре после поражения Германии во Второй мировой от отца-инвалида, искалеченного в боях в период 1941-44 гг. Практически все мои дядья и одна тетя соответствующего возраста прошли фронт. Именован я в память родственника, погибшего в Холокосте. Полагаю, не нужно разъяснять, что никаких симпатий к Гитлеру и его политике иметь не могу. Кто знаком с моими статьями, знает, что я не приемлю любую форму юдофобии и, в меру своих скромных возможностей борюсь с ней…

Мне, к сожалению, не удалось выяснить за что именно Фонд Вольфа, по статусу возглавляемый Президентом Страны, наградил Д.Баренбойма – я не нашел официальной формулировки ни в доступной мне печати, ни в интернете. Полагаю, все же, что не за исполнение Вагнера на израильских подмостках.

Потому начну с вариаций на тему Вагнера. Я не согласен с мнением профессора Черняка и многих других, что не следует разделять музыку и личность ее создателя, а рассматривать их следует, как единое целое. Даже если сам Вагнер хотел именно симбиозной оценки. Ясное дело, Р.Вагнер, юдофоб сей вреднейший, жил относительно недавно, скромностью не обладал, окружающая среда, видать, способствовала, и он в открытую устно и письменно выражал свои чудовищные юдофобские воззрения и проекты. И это не может быть забыто так скоро. Но, скажите, положа руку на сердце, так ли уж он одинок? Вспомните примеры юдофобии среди корифеев наиболее близкой нам русской культуры, на которой мы все насильственно воспитаны, и перед которой многие из нас не перестают преклоняться не найдя ничего лучшего или не желая его освоить? Надеюсь, они достаточно известны? Для примера давайте наложим табу на Пушкина и Гоголя, Чехова и Достоевского! Запретим Чайковского, обнаружившего засилье жидов в парижских музыкальных кругах! Давайте перестанем изучать теоретическую и ядерную физику, в значительной мере базирующиеся на достижениях не только А.Эйнштейна, но и гитлеровского прихвостня В.Гайзенберга (кажется, даже члена НСДАП)! Да мало ли еще? А что мы знаем об отношении к евреям тех, более отдаленных, личности которых уже размылись в реке времени: Люлли, Вийона, Петрарки?

Я не знаю, как для кого, но для меня — юдофобия нееврея, конкретно христианина – явление органичное и естественное, так их воспитывают более полутора тысяч лет, чему удивляться?..

И совершенно, на мой взгляд, неубедительна навязываемая Вагнеру роковая роль предтечи нацизма, его демонизация и как бы реинкарнации в Гитлера. Как будто не было объективных процессов: резкого экономического роста объединенной Германии, определившего у немцев скачок национального самосознания, вплоть до заносчивого бахвальства, не было Первой мировой, завершившейся для них крахом и национальным унижением и других объективных причин, приведших к становлению гитлеризма? Думается, профессор знаком с этим получше меня…

Но причем здесь музыка? Особенно чисто инструментальная, без пения каких-нибудь провокационных текстов? Мне, возможно, в силу ограниченности информации не попадались заявления о том, что Вагнер был композитором несерьезным или слабым, и музыка его плоха… Или что, только его музыка звучала в лагерях смерти? Как поступить тогда с Бетховеном, которого тоже кое-где порой исполняли?

Вместе с тем я с глубоким сочувствием и пониманием отношусь к эмоциям тех людей, у которых есть личные, пережитые ассоциации вагнеровской музыки с Холокостом, я принимаю, как существующий факт, что нынешнее слушающее музыку общество Израиля не приемлет иррационально, эмоционально и идеологически эту музыку, и потому музыканту следует проявлять чуткость по отношению к своим слушателям, особенно, если музыкант — согражданин и соплеменник, ибо время исполнения Вагнера в Израиле, очевидно, еще не пришло. Даже если воспринимать принципиальное неприятие вагнеровской музыки чем-то вроде аллергии (у всех – нет, а почему у тебя есть?) или традиционного еврейского предрассудка типа разных моек для посуды из-под мясного и молочного, трансформированного за тысячелетия из ясного библейского «Не вари козленка в молоке матери его»… Ведь на концерт люди идут, как правило, ради удовольствия!

И вот тут я перехожу к Баренбойму. Я слушал его неоднократно, практически при всех его гастролях на Родине, кроме самых последних (Хорошо звучит: «Гастроли на Родине»?). И смею утверждать, что, на мой слух, качество его музицирования за последние годы резко снизилось. Видимо поэтому для компенсации Даниэль Баренбойм усилил свою деятельность в области пиара и скандалов, демонстрируя при этом недюжинное хамство и неуважение к слушателям-израильтянам.

Один из скандалов, года два-три назад, и был связан с именем Вагнера. Баренбойм афишировал для исполнения в Тель-Авиве что-то из его больших и знаменитых произведений (к сожалению, не помню, что именно), но под давлением общественности был вынужден изменить  программу. Однако, как говорится, «аф целухес» сыграл-таки в конце на бис отрывок из Вагнера… Был скандал, шум, крики, свист. Телевидение засняло это, и все могли насладиться запоминающимся зрелищем. Что и требовалось доказать!

Но самое главное, чем занимается Баренбойм в последние годы – это его «щедрая и благородная деятельность на благо мира» — цитирую официальную формулировку, с которой израильско-аргентинский дирижер Даниэль Баренбойм и американский писатель и критик палестинского происхождения Эдвард Саид удостоены испанской премии «Согласие». Я думаю, не надо разъяснять о каком «мире» идет речь?

К сожалению, в борьбе с Вагнером, уже полтора века лежащим «ин дрерд» и там же — уже шесть десятилетий Гитлером, профессор Черняк как-то забывает о живых «партнэрах» Баренбойма, о том, что свои гастроли на Родине он использует как демонстрацию преклонения перед ее злейшими и, главное, существующими и активно действующими врагами, как фактическую поддержку их «интифады».

Хотя, чему удивляться в стране, фактически и бессменно управляемой Пересом, Бейлиным, Саридом, Мицной и Ко?..

 Каждый приезд Баренбойма сопровождается скандальными поездками в Рамаллу (или не менее скандальными запретами со стороны военных властей). И почти каждый раз он за немалые для израильских слушателей деньги заставляет нас слушать игру каких-то своих учеников-палестинцев, которые, извините, на эти деньги не тянут и не потому, что они – палестинцы, а потому, что играют неумело… Хотя, кто знает, может, музицирование отвлекает их от шахидства, и то — хорошо?

Да и сам Баренбойм стал играть так себе…

Припоминаю последний его концерт, на котором я был в Биньяней ха-Ума. Мы с женой – многолетние абонементщики и сидим в кругу одних и тех же соседей, с которыми, как говорится, шапочно знакомы и, в общем, представляем себе завсегдатайское окружение. На этот же раз пространство было забито бритоголовыми юношами в неряшливых майках и расхристанными девицами. Судя по их виду, полагаю, что это партия МЕРЕЦ, как и Баренбойм, занимающаяся щедрой и благородной деятельность на благо мира, провела срочную мобилизацию своих адептов-кибуцников. Пианист явно нервничал, играл (относительно его прежнего уровня) неважно, но бритоголовая клака устраивала овации, зачастую невпопад, между частями, видать, слушание серьезной музыки не входило в ее привычки…

С тех пор я решил, что соучаствовать в этих скандальных шоу более не буду.

Чего и вам желаю.

«Заметки по еврейской истории», № 44 от 19 июля 2004 г.

(*) Примечание автора, 2015 г.

«Еврейский камертон» — приложение к израильской газете «Новости недели», не имело интернет-версии, и сейчас не удалось найти упомянутую статью проф. А. Черняка или, хотя бы, ее изложение. Помню лишь, что профессор в ней сделал главный акцент на описание юдофобии Р.Вагнера и, если не ошибаюсь, даже объявлял его родоначальником нацизма. Вообще, пафос статьи был направлен против исполнения Д.Баренбоймом музыки Вагнера в Израиле.

 

Реклама
 
2 комментария

Опубликовал на 29.08.2015 в Иегуда ЕРУШАЛМИ

 

2 responses to “ЛАУРЕАТ

  1. lilofeia

    29.08.2015 at 3:29 пп

    Какое нечеловеческое злодейство!

    Я никогда не понимала, с какого перепугу Даниэля Баренбойма называют «израильским дирижером и пианистом». Он родился в 1942 году в действительно еврейской семье, но в Буэнос-Айресе, 10-ти лет от роду переехал с родителями в Израиль, а уже два года спустя переехал в Зальцбург учиться дирижерскому искусству. На этом и закончился непродолжительный «израильский период» маэстро. Далее в Израиле он бывал наездами и долго не задерживался.
    Помимо израильского гражданства, у Баренбойма есть гражданство Аргентины, Испании, а с 2008-го года он является еще и почетным гражданином Палестинской автономии! Но кто бы и где бы не представлял музыканта, представляет его как «израильского дирижера и пианиста».
    Не знаю, каким он был «евреем», но израильтянином он не был никаким. Более того, не было ни одной антиизраильской мерзости, шествия, мероприятия, сборища, в котором бы Баренбойм не принимал посильного участия или, того хуже, не был бы инициатором оного. Да, Данилка—патологический ненавистник Израиля и всего, что олицетворяет эта страна. Бетховена он играет великолепно! Но… Но этого мало…
    Короче. Баренбойм, которому стукнуло 72-а, загорелся идеей выступить в Иране, с берлинским филармоническим оркестром. По замыслу автора идеи, эти гастроли должны были стать значимым моментом в сближении между Ираном и Западом, в результате «эпохальной ядерной сделки», подписанной в июле. Власти Германии идею, естественно, поддержали, а министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, взял это дело под свой личный контроль.
    В Израиле многие, включая министра культуры Израиля Мири Регев, резко осудили решение Баренбойма: развлекать музычкой жителей страны, которая ратует за «стирание Израиля с карты мира»—это, вообще-то, идиотизм! Регев даже призвала Германию отменить концерт, так как «Иран—это страна, поддерживающая террор во всем мире». Но…
    Но тут сами аятоллы и разрулили это недоразумение.
    Иран отказался предоставлять сцену в Тегеране дирижеру Даниэлю Баренбойму, несмотря на все попытки Германии добиться его выступления. Хоть Баренбойм в Израиле давно не живет, страну еврейскую не любит, повсеместно ее не просто критикует, а мешает с грязью при каждом удобном (и не удобном) случае и выступать предпочитает где угодно, включая «многострадальную Газу», он был, есть и останется хоть и паршивым, но все таки евреем, имеющим израильское гражданство.
    А «Иран не признает сионистский режим и не намерен сотрудничать с его представителями»,—заявил пресс-секретарь Министра культуры Исламской республики и пояснил, что после того, как в министерстве узнали, что дирижер запланированного концерта—гражданин Израиля, концерт был отменен самим министром…

    «Ну, что, сынку?» Помогли тебе твои леворадикальные бредни? Можно, конечно, поносить (ударение ставьте где хотите) Израиль, но другом врагу ты все равно не станешь…

     
  2. Elbrus Neizvestnyi

    30.08.2015 at 11:26 дп

    много шума из ничего!..этот посредственный (исходя из оценки знавших и слушавших его любителей музыки) музыкант и (если быть откровенным) никчёмный человек не стоит даже упоминания о нём а не то что целой статьи!..да забудется имя его и сотрётся память о нём как стирается грязь с белья в стиральной машине!

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: